Исцеление двух слепых

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (ст. 35). Даже подробно не рассказывается, сколько было исцеленных, от каких болезней, но просто говорится: всякую болезнь и всякую немощь исцелял Господь наш Иисус Христос. Этим подчеркивается, что не было такой болезни, которая бы не поддавалась Его чудодейственной силе, и что всякий, кто к Нему обращался, получал исцеление. Людей этих было множество, но евангелист Матфей останавливает свое внимание на двух чудесах. Только кратко поясню, почему он так сделал. Несомненно, по той причине, что эти два чуда, подробно описанные евангелистом Матфеем, привлекли его особенное внимание, и он видел в них нечто необыкновенное, делающее их достойными того, чтобы описать их в известной степени подробно. 

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» (ст. 27). Я многократно говорил, что, постоянно читая Священное Писание и привыкнув к нему, мы совершенно необыкновенные вещи, не только чудеса, но и сами обстоятельства, им сопутствующие, воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Но если мы постараемся свежим взглядом и именно с чувством посмотреть на описанное евангелистом, то увидим, что действительно здесь есть нечто такое, что могло привлечь внимание, что казалось особенным. Как можно не удивиться тому, что два человека следовали по дороге за Господом долгое время и не уставали кричать, причем это были слепые, которым, собственно, и идти вслед за кем-то было затруднительно, потому что такие люди, как правило, передвигаются на ощупь. Не знаю, носили ли в то время слепые перед собой посох, чтобы ощупывать дорогу, как делают сейчас, но так или иначе мы знаем, что слепые передвигаются с большим трудом. Эти же не только не уставали следовать за Господом и не смущались тем, что Он ничего им не отвечал, но еще и непрестанно кричали: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» По-славянски говорится в настоящем времени: «…Два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, (Иисусе), Сыне Давидов». 

Но Господь им не отвечал до тех пор, пока не пришел в дом. Для чего Он так сделал? Почему медлил до того момента, когда они смогли приступить к Нему в доме? Между прочим, нужно отметить: то, что они прошли в дом совершенно незнакомых людей, тоже является признаком необыкновенного их желания. Это «препятствие», преодоленное слепыми, показывает и особенный характер произошедшего события. Итак, только в доме они приступили к Господу. Почему? Потому что Господь наш Иисус Христос не хотел, чтобы чудо сотворено было явно, как видно из последующего описания происшествия. …Слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Ей, Господи!» Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам!» И открылись глаза их; и Иисус им строго сказал: «Смотрите, чтобы никто не узнал!» (ст. 28-30). Вот для чего Господь позволил слепцам приступить к Себе только в доме — чтобы толпа, оставшаяся на улице, не была свидетельницей чуда, но чтобы увидели его лишь немногие ученики. 

«Смотрите, чтобы никто не узнал!» А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той (ст. 30-31). Однако исцеленные слепые не послушались Его, но, преисполненные радости, благодарности, рассказывали о сотворенном с ними чуде всем, кого только видели. Как смело они просили исцеления, так же смело они проповедывали Господа Иисуса Христа. И в этом их поступке нет греха, потому что Господь, повелев им молчать, показал нам одновременно: на Своем собственном примере — как нам нужно смиряться, и на примере поведения этих людей — как безбоязненно нам нужно проповедывать истину, когда мы испытали на себе ее действие. Речь, конечно, идет не о том, чтобы хвалиться своими благодатными ощущениями, а о том, чтобы прославлять и проповедывать Бога. Сейчас, когда мы так хвалимся, мы ожидаем только доброго отношения к себе, рассчитываем, что к нам будут лучше относиться, будут нас более уважать или любить. Тогда же, проповедуя Иисуса, можно было ожидать, скорее всего, скорбей, гонений и отлучения от сонма верующих иудеев. Потому нельзя смотреть на нашу похвальбу и на проповедь исцелившихся слепцов совершенно одинаково и оправдывать себя, если мы рассказываем о своей внутренней жизни, их примером. 

Господь сказал слепым, которые приступили к Нему: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Ей, Господи!» На протяжении определенного времени, как бы не обращая на них внимания, Господь наш Иисус Христос испытывал, действительно ли в них есть истинная вера — вера на деле, а не на словах. Слепцы же, неотступно следуя за Ним, показали, что имеют такую веру. Но Господь в конце концов даже спросил их об этом, может быть для того, чтобы они сами для себя все окончательно уяснили и сделали последний шаг: показали Ему, что веруют до конца, а правильнее сказать, сами в себе увидели твердую веру в то, что Иисус есть Сын Божий. Ибо, называя Его Сыном Давидовым, они тем самым провозглашали Его Христом, как бы мы сейчас сказали. Ведь никто не знал, какого Иисус происхождения, никто не знал, что Он происходит из царского рода и является потомком царя Давида, но эти слепые, утверждая во всеуслышание, что Он есть Сын Давидов, признавали в Нем истинного Мессию, Христа, Который, по учению пророков, должен происходить от царя Давида. 

«Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Ей, Господи!» Значит, для того чтобы совершилось исцеление, от слепых потребовалась вера. Но что такое вера и какая вера нужна, чтобы на нас подействовала Божественная благодать, явилась на нас сила Божия и чтобы мы испытали в самих себе действие Божие? Верили и фарисеи, и считались праведниками в народе. Верили и саддукеи, которые, как правило, занимали высшие должности при храме и в иерархии Ветхозаветной Церкви. Верил даже царь Ирод, потому что, когда ученики Спасителя, по Его благословению, проповедывали по всей Иудее и данною им Господом силою творили чудеса, Ирод сказал: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и поэтому чудеса совершаются им» (Мф. 14, 2). Значит, Ирод при всей своей бесчеловечности, развратности и низкой, властолюбивой натуре был верующим и верил в воскресение мертвых, то есть имел даже большую веру, чем саддукеи, которые воскресение отрицали. Но, конечно же, с этими людьми никакие чудеса не происходили и никакая Божественная сила, так сказать, не могла с ними ничего сделать, хотя Господь и жаждал их покаяния. 

В Евангелии от Марка говорится, что Господь, негодуя на нераскаянность фарисеев, посмотрел на них с гневом, скорбя об окаменении сердец их (Мк.3, 5). Это значит, что если Господь Иисус Христос и испытывал гнев по отношению к заблуждающимся людям, то Его гнев был гневом любящего Человека, подобный тому, какой мы испытываем по отношению к больным людям, которые не слушаются нас и либо нарушают диету, либо делают еще что-нибудь вредное для своего здоровья, отчего мы переживаем и сердимся. Итак, имели веру и фарисеи, и Ирод; и те, и он верили в воскресение мертвых, но они были отчуждены от благодати Божией. Значит, нужно не только правильно верить в том смысле, что придерживаться правильного догматического учения, иметь в своем уме точное представление о содержании веры, но более всего необходимо иметь веру живую, сердечную, такую веру, которая помогает человеку пережить многие и многие испытания. Когда он проходит через эти испытания, мужественно переносит все те препятствия, которые как будто не дают ему возможности получить просимое, будь то что-либо земное или, тем более, небесное: будущая жизнь, спасение в вечности, — тогда истинная вера помогает все эти скорби преодолеть. И, в конечном счете, человек либо здесь на земле получает просимое, либо обретает надежду, выражающуюся в ясном, откровенном, реально ощутимом действии благодати в его душе, так что он, подобно евангельским слепым, прозревает внутренно, прозревает зрением духовным. Тогда уже, созерцая истины Божии не только верой, но вполне реально, ощутимо, человек может безбоязненно прославлять и проповедывать Бога, как и эти слепцы. 

Событие, произошедшее со слепцами, было кратким: оно длилось приблизительно чуть более или менее часа. Но в это время они пережили необыкновенное напряжение внутренних сил и совершили подвиг веры. Они следовали за Человеком, в Котором многие сомневались: действительно ли Он пророк, действительно ли Он чудотворец? Фарисеи, как сказано опять же в сегодняшнем евангельском чтении, говорили о Господе, что Он изгоняет бесов силою князя бесовского (ст. 34), и конечно, эти их слова и противление истине не были тайной, об этом слышали многие. Но слепцы преодолели сомнение в вере, преодолели и как бы пренебрежение со стороны Иисуса, проявив некоторое, я бы даже сказал, дерзновение, выразившееся в том, что они вошли в дом незнакомого человека и там приступили к Господу. К тому же нужно помнить, что это были люди слепые, которые находились как бы во тьме, и им было совершенно непонятно, что вокруг них происходит, как к ним относятся, как реагируют на их поведение: негодуют ли или одобряют. Слепцы, проявившие такое упорство, твердость, мужество, действовали по вере, и сохранили ее, и даже умножили, и потому получили просимое. Поведение этих людей является примером для каждого христианина, который может сказать, что он также духовно слеп и что ему нужно чрезвычайное напряжение сил, притом длящееся не одно мгновение, а долгое время. Только тогда Господь даст просимое, когда каким-либо образом, может быть, даже в самый последний момент, испытает нас, верим ли мы, что Он в силах исцелить нас от духовной слепоты. Только после этого мы можем надеяться, что душа наша получит исцеление. 

Вера человеческая совершенно свободна и не имеет никаких препятствий, ничто не может ее остановить, ничто не может воспрепятствовать человеку получить просимое: ни пренебрежение, ни хула со стороны окружающих. Так и неверие человеческое: оно также совершенно свободно и способно пренебрегать самым очевидным. Поэтому не будем оправдывать себя тем, что нам как будто что-то мешает очистить свое сердце, свое душевное око и прозреть внутренно. Если с нами не происходит исцеления, значит, мы имеем вот это безумное, дерзновенное неверие, которое противится очевидному. А если мы получаем желаемое, очищаем свою душу и чувствуем, что с нами происходит нечто необыкновенное, то это потому, что мы в какой-то степени проявили веру. Проявили бы ее в большей степени, вели бы себя более мужественно, приступали бы к Господу с большими дерзновением и любовью — обязательно получили бы просимое. И чем большее мы проявим дерзновение, тем быстрее получим то, чего хотим. 

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (ст. 35). Также мы не должны себя оправдывать тем, что наши страсти, пороки, душевные и телесные немощи столь велики, что как бы не подлежат исцелению. Евангелие ясно говорит: Иисус исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях. Не будем оправдываться, а с доверием прибегнем к Евангелию и, в частности, к этому простому на вид, но весьма поучительному, важному для нас евангельскому повествованию. Будем знать, что если с нами не происходит того, что происходило со всеми, кто душевно и телесно исцелялся от Господа Иисуса Христа, в особенности, если мы не получаем исцеления душевного, то причина в нашем собственном нерадении. Причина в том, что мы не понимаем, какою силою Господь Иисус Христос изгоняет бесов, то есть страсти из нашей души. Приняли бы мы Евангелие просто, всей душой, непосредственно, тогда бы в нас появилась ревность и вера, что Божественная сила, исходящая от имени Господа Иисуса Христа Сына Божьего, от Святых Христовых Таин, всех таинств и обрядов Православной Церкви, от чтения Священного Писания, может нашу душу исцелить от всякой болезни и немощи. И это — несмотря на все обстоятельства, как нам кажется, препятствующие тому, чтобы очистить нас, сделать нас зрячими духовно, дабы мы так же могли не столько словами, сколько своим поведением, жизнью, делами прославлять Господа по всей земле.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

"Никольский Благовест" - Вестник Никольского собора г.Алматы
(Печатается с сокращениями)

НАЗАД