О безумном богаче

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Лук.12:16-21)

Вот такова притча, которая была сегодня предложена нашему вниманию. Как видите, она весьма коротка, но, несмотря на свою краткость, она имеет очень большое значение для всех нас. Наша общая беда заключается в том, что мы, как и говорит Господь, заканчивая притчу, не в Бога, а для себя богатеем. Невольно может возникнуть вопрос: а что значит - богатеть в Бога? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я хотел бы привести слова апостола Павла. Апостол Павел, обращаясь к Ефесской церкви, пишет: "Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света" (Еф. 5,8). Казалось бы, для нас пока еще трудно увидеть связь между словами апостола Павла и притчей, которую произнес Господь и Спаситель наш Иисус Христос. А для того, чтобы увидеть эту связь, необходимо далее прочесть, что пишет апостол Павел: "Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине" (ст. 9). Вот в чем заключается смысл и значение жизни каждого человека - стяжать в себе плоды Духа: благость, праведность и истину. Богач, к сожалению, не понимал этого и поэтому он и назван безумным. Ему нужно было бы не только возрадоваться хорошему урожаю, но прежде всего - воздать благодарность Богу за Его щедрые милости. А он вместо этого говорит самому себе: "Как много всего теперь у меня! Что мне еще не достает?! Единственное, что мне остается, - это почивать, есть, пить и веселиться". А он забыл о самом главном своем предназначении, забыл о том, что смысл жизни человека заключается в стяжании Духа Святаго Божия. Поэтому, братья и сестры, если каждый из нас не хочет называться безумцем, - пусть серьезнее задумывается над тем, а какой плод в этой жизни мы принесем, в Бога ли мы богатеем или стараемся только для самих себя.

 Апостол Павел называет нас "чадами света" и заповедует каждому из нас ходить в этом свете. Но возникает вопрос: что значит - постоянно пребывать и ходить в этом свете? Отвечая на него, отцы Церкви учат, что для этого нужно всякий раз, читая или слушая слово Божие, проверять по нему свою жизнь. Слышим, например, как Господь Иисус Христос ублажает нищих духом и чистых сердцем, кротких и смиренных, миролюбивых и незлобивых, милосердных и сострадательных, алчущих и жаждущих правды, спросим самих себя: а ревнуем ли о том, чтобы стяжать эти богоподобные добродетели? Слышим, какие Господь возвещает наказания гордым и любочестивым, лицемерам и обманщикам, любостяжательным и жестокосердным, развратникам и соблазнителям, кощунникам и хульникам, но стараемся ли сохранить себя чистыми и непричастными этим сквернам, убивающим душу? Слышим, как заповедуется нам любить Господа Бога своего всею душею своею, но любим ли Его более всего на свете? Заповедуется нам любить ближнего своего, как самого себя, помогать ему в нуждах словом и делом, не оскорблять его чести своим празднословием, не унижать его достоинства злоречием и клеветою, не обижать его ни насилием, ни обманом, не разбивать душу и тело его соблазном, но поступаем ли так на самом деле? Слышим, как святые апостолы убеждают нас убегать невоздержания и пьянства, злобы и лукавства, нечистоты и блудодеяния, скупости, лихоимства, праздности и роскоши, зависти и вражды, празднословия, сквернословия и других пороков, но предохраняем ли самих себя от всего этого? Стараемся ли насадить и возрастить в сердцах наших плоды Духа Святого: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание" (Гал. 5,23)? Слышим, как Господь призывает всех к покаянию, но сокрушаемся ли, приносим ли Господу исповедание грехов своих с намерением исправить жизнь свою? Страшимся ли более самой смерти того, чтобы не умереть во грехах? Часто слышим в Писании, что настоящая жизнь наша кратковременна, что всем нам "положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9,27), что день смерти прииидет, яко тать в нощи, что все приобретенное нами на земле останется здесь, а за нами пойдут одни дела наши, но приготовляемся ли к смерти и к суду Божию с должным пониманием, вниманием и страхом Божьим? Вот, братья и сестры, какие непраздные вопросы стоят перед каждым из нас, если мы действительно хотим не для себя, а в Бога богатеть. Этот первый урок, который с пользой мы должны извлечь из сегодняшнего евангельского и апостольского чтения.

Но мне бы хотелось, братья и сестры, обратить ваше внимание еще на несколько уроков. И одним из них является постоянное памятование смерти. Господь, обращаясь к евангельскому безумцу, говорит: "В сию ночь душу твою возьмут у тебя". Каждый из нас - и в этом милость Божия - не знает ни дня, ни часа, когда душа будет взята из его тела. В этом, я еще раз повторяю, заключается милость Божия о каждом из нас, потому что человек всякий день, пробуждаясь от сна своего, должен воспринимать это как величайший дар Божий. К сожалению, мы не научились этому, мы не принимаем всякий день как величайший дар Божий. Для нас любой день является обыденным и привычным. Но я не случайно сказал, что всякий новый день есть день моего нового рождения. Если бы мы так воспринимали всякий дарованный нам от Бога день, то, наверное, у нас было бы совершенно другое отношение и к смерти, и к тому, что мы совершаем каждый день в нашей жизни. Благо, если бы мы в Бога богатели. В лучшем случае, не обижая никого и не совершая больших грехов, мы все же для себя стараемся, забывая о том, что ведь я-то в этой жизни не одинок и что рядом со мной находящийся человек нуждается в моей помощи, моей поддержке, в моем человеческом соучастии. И если ничем я ему помочь не могу: ни советом, потому что не знаю, что посоветовать, ибо сам не имею достаточно опыта, ни добрым словом, потому что скуден на добрые слова, - то хотя бы молитвой мы должны помогать и поддерживать друг друга. Если бы мы так воспринимали каждый день как бесценный дар, дарованный нам Богом, то каждое мгновение этого дня оценивалось бы нами очень дорого. Но, к сожалению, по-настоящему все это мы поймем только тогда, когда оставим эту земную жизнь, и когда встанем на суд перед Богом, и когда в сознании каждого из нас вновь всплывут эти дни, которые мелькают один за другим и подчас не остаются ни в нашем сознании, ни в нашей памяти. И какой ответ тогда дадим мы Богу? Что сделали мы в эти дни, дарованные нам Богом? Что сделали для Бога, для своей души, какой плод Духа принесем тогда на суд нашему Творцу и Создателю? И пусть каждый из нас будет более внимателен к самому себе, внимателен к тому, что он совершает в этой жизни, постоянно задавая себе один и тот же вопрос: "Теряя мгновения своей жизни, что я приобретаю взамен для себя?" Один мудрец сказал: "Когда человек теряет монеты, пусть даже самые мелкие, - он сожалеет об этом. А то, что с каждой секундой теряет свою собственную жизнь, он об этом не задумывается". Действительно, как очень мудро и как правильно сказано. А поэтому, братья и сестры, давайте будем дорожить тем временем, которое даровано нам Богом. Всякий день будем принимать как бесценный Божественный дар и благодарить Бога за этот дар, и если этот день подарен мне Богом, то я должен сделать все, чтобы этот подарок был для меня полезным, а самое главное - спасительным. Это второй урок, который мы должны извлечь с пользой для самих себя.

Как часто мы убиваемся от того, что что-то теряем в нашей жизни. Вот потеряли деньги, и убиваемся, и сожалеем, и говорим: "Боже мой! Теперь и хлеба не на что купить, и за квартиру нечем заплатить, и как дальше буду жить - не знаю. Что делать?" А таких потерь в нашей жизни, которая является для нас бесценным даром Божиим, бывает подчас очень и очень много. Но Господь и Церковь Его Святая учат нас совершенно иному. Помните жизнь праведного ветхозаветного Иова? Он рассуждал, по-настоящему в Бога богатея, а не для себя. Он имел столь много в жизни, что каждый мог ему позавидовать, потому что у него был прекрасный дом, и в доме жила многочисленная семья, и были прекрасные поля, и огромные стада, и множество слуг. И все это теряет Иов. Он теряет детей, дом, он теряет все, что он имел. Казалось бы, находясь у края пропасти, что ему оставалось делать? Сделать еще один шаг, чтобы низвергнуться в пропасть. Но Иов этого не делает - он в Бога богатеет, и он говорит: "Господь дал - Господь взял. Да будет имя Господне благословенно". Вот, братья и сестры, какой замечательный урок.

Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего евангельского и апостольского чтения. Помните о том, что все мы, без исключения, являемся чадами света, все мы не для себя, а в Бога должны богатеть. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров
Перепечатано из рассылки "Никольский Благовест" - 
- Вестник Никольского собора г.Алматы
(Печатается с сокращениями)

НАЗАД