Изгнание Адама из рая

Церковь напоминает нам об этом событии не только для того, чтобы мы, вспомнив о нем, сокрушались о произошедшем. Но и для того, чтобы на примере наших прародителей показать нам, как опасен грех, как он, я бы сказал, смертелен для каждого человека. Из Священного Писания мы знаем, что первые люди в лице Адама и Евы были сотворены Богом для того, чтобы, пребывая в раю, славословя Творца, совершенствоваться во образ Самого Господа, ибо человек был создан по образу и подобию Божию. Так об этом свидетельствует бытописатель пророк Моисей. И, совершенствуясь сам, человек должен был приводить к совершенству все прочее творение Божие, потому что человек — венец творения, имел власть над всем видимым миром. Но, к сожалению, человек пал — не выдержал испытания заповедью, которую дал ему Господь. А Господь сказал Адаму и Еве, что от всякого древа они могут вкушать плоды и лишь от одного древа, растущего в центре рая, — нельзя, ибо, как сказал Бог, если они вкусят его, то смертью умрут. Когда мы читаем 3-ю главу книги Бытие, а именно там пророк Моисей рассказывает о грехопадении человека и изгнании его из рая, очень часто у нас возникает мысль, что как строг Господь, даже жесток! За неисполнение столь незначительной заповеди Он не только изгоняет из рая наших прародителей, но еще и проклинает их, а вместе с ними все творение, и смерть насылает на человека!

Но давайте внимательно всмотримся в то, что совершили Адам и Ева. Только ли произошло это, казалось бы, незначительное нарушение одной единственной заповеди о не вкушении плода с древа познания добра и зла? Может быть, есть у нас основания для более серьезных выводов? У апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 1-м Соборном послании есть такие слова: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2:15- 16). Я не случайно напоминаю вам эти слова; не случайно потому, что они наиболее ярко и наглядно раскрывают нам то, что произошло с нашими прародителями. Вспомните, как об этом пишет пророк Моисей. Змий подполз к Еве и стал ей ласково нашептывать, как прекрасен этот плод, что лишь, протянув руку, можно сорвать его и вкусить, а если и Адам попробует, то вместе с ним они станут как боги, потому что пред ними раскроется познание добра и зла. Но ведь для познания добра человек был сотворен Богом, а что такое познать зло? Ева не поняла этих лукавых слов змия. А познать зло — это, значит, впустить его в свое сердце. И Ева, прельстившись словами змия, посмотрела на этот плод и сказала себе, что он действительно хорош для пищи. Что означают эти слова Евы, как не похоть плоти и похоть очей, о которых пишет Евангелист! А далее она говорит: «Как он вожделенен, потому что дает знание». И в этом ни что иное, как гордость житейская. В каждом грехе, который человек и в дальнейшем будет совершать, есть эти три составляющие, о которых пишет Иоанн Богослов: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Вся беда и для наших прародителей, и для нас заключается в том, что когда воля человека, даже на миг, перестает быть устремленной к Богу, совершается мгновенное изменение всего внутреннего человека. На примере Евы хорошо видно, что в этот миг ее воля, перестав быть устремленной к Богу, подчинилась лукавому демону, и произошла катастрофа для самой Евы, затем для Адама, а через них — и для нас.

Вспомним, кем был Адам до грехопадения? Он обладал пророческим даром ведения (знания) — об этом свидетельствует пророк Моисей. Адам просыпается и видит перед собою некое существо, которого ранее рядом с ним не было. И тут же он прозревает, что это та, которую Бог ему сотворил из него же самого («это кость от костей моих»). Смог ли он так сказать, если бы не имел пророческого ведения? Конечно же, нет. Мог ли Адам назвать всех животных, если бы не имел пророческого ведения? Конечно же, нет. Но, тем не менее, Адам совершает грех вслед за своей супругой. Он легко соглашается на грех: она дала ему плод, и он так же вкусил. Пророк Моисей описывает удивительную картину. Сразу после грехопадения, казалось бы, открылись очи Адама - он стал видеть собственную наготу, которой раньше не замечал. И для прикрытия этой наготы наши прародители использовали листья деревьев. Но, увидев себя такими, какими они были на самом деле, они ослепли духовно. Адам, услышав голос Божий, ужаснулся и первое, что пришло ему в голову — это как бы поскорее скрыться от очей Бога. Какое ослепление! Ведь он прекрасно знал, что от Бога скрыться невозможно. Это мы, с затемненным от греха рассудком, иногда думаем, что можно скрыть нечто от Бога. Но Адам, имея общение с Богом, прекрасно знал, что это невозможно. И, тем не менее, происходит потемнение его разума, и он прячется в густые заросли. Но что делает Господь? Он сразу проклинает Адама и гонит прочь от Своих глаз? Говорит, что знать его не хочет и выгоняет из рая? Нет, не так. Мы видим удивительное человеколюбие Господа. Человек предал Его, забыл о Нем — о своем Творце, а Он милостиво взывает к Адаму не для того, чтобы запугать его, а для того, чтобы в Адаме родилось желание раскаяния и обращения к Своему Создателю. И Господь взывает: «Адам, где ты?» «Я здесь, Господи», — говорит Адам, надеясь, что Бог его не видит, не знает, где он и что с ним произошло. И, желая все-таки вызвать в нем чувство покаяния, Господь спрашивает: «А почему ты оказался там?» «Да, я наг», — отвечает Адам. «Почему же ты наг?» — говорит Господь. И тут, вместо того, чтобы воскликнуть: «Отче мой Небесный, прости меня, ибо я соблазнился на грех, смалодушествовал, я пал, но сознаю свою вину. Прости меня!» — что происходит в Адаме? Вместе с духовным ослеплением, вместе с той ложью, которой он хотел оправдать себя, он совершает и самый страшный грех — хулит Бога. Он говорит: «Та жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод, и я ел!» То есть — Господь виноват в том, что дал ему такую жену. Какие дерзкие слова! Может быть Ева, слыша это, готова упасть пред Богом на колени, признать свою вину и возопить о прощении? Так ли она поступает? Нет! Она говорит: «Это тот змей, которого Ты сотворил, он мне сказал, и я ела!»

Здесь комментарии излишни. Так же, братья и сестры, происходит и с нами. И мы оправдываем себя и стараемся, заглушив голос своей совести, не видеть собственной вины. Но виноват не Бог, виноват не тот, кто спровоцировал нас на грех, — виноваты мы сами, потому что падки на грех и не стойки в добродетели, грех вожделен нам, он хорош для нас и приятен. Именно об этом говорит Иоанн Богослов: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, и в этом-то и состояло преступление Адама. Не Бог виноват, что наши прародители были изгнаны из рая. Не Бог виноват, что была проклята земля, и что в поте лица человек с тех времен должен возделывать эту землю, добывая хлеб свой. Не Бог виноват, что рожденный для вечности человек стал смертным, ибо, как пишет Апостол, через грех смерть вошла в мир. Человек виноват в этом. И здесь для того, чтобы человек смог возвратиться к Богу, ему необходимо было не просто осознать свое падение и чрезвычайно тяжелую возможность перерождения, но познать, что для этого нужно величайшее чудо. И этим чудом является искупительная Жертва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы знаем, что Господь не оставил падшее человечество и дал ему шанс на спасение. Уже нашим прародителям Бог дал обетование, что семя Жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15), указывая на приход в мир Мессии — Искупителя. И мы знаем, что Этот Искупитель приходил на землю; приходил для того, чтобы стать подобным нам человеком, приняв наши грехи на Свои рамена, взял Крест и понес его на Голгофу для того, чтобы распяться на этом Кресте и Своею Пречистою Кровью омыть грехи всего человечества. Мы знаем, что все это уже произошло и что только Христос Бог, ставший Человеком и принесший искупительную Жертву за род человеческий и за каждого человека в отдельности, может возродить человека для вечной жизни. Может… И мы спасемся, получим жизнь вечную в Царстве Небесном, если приложим все свои силы для достижения этой цели.

Сегодня, еще и еще раз вспоминая о грехопадении наших прародителей, пусть каждый из нас внимательно всматривается в образ Адама — этого первого грешника на земле, но и первого покаявшегося человека, которого простил Господь и первым вывел из плена ада. Одно из церковных песнопений в переводе на русский язык звучит так: Изгнан был Адам из рая из-за пищи, и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал: Увы, мне, как я пострадал, окаянный. Я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ. Рай святейший, ради меня насажденный и ради Евы сотворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами. И отвечал Спаситель Адаму: «Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню». Мы должны хорошо запомнить эти слова церковного песнопения. Приходящего ко Мне, — говорит Господь, — не изгоню (Ин. 6:37). И дай Бог, братья и сестры, чтобы поприще наступающего Великого поста для нас было тем временем, когда каждый из нас вернулся бы в Отчий дом, вернулся бы к своему Небесному Отцу. А сделать это можно, лишь принеся искреннее, полное, чистосердечное покаяние, свидетельствуя всеми делами и поступками о том, что наша жизнь немыслима без Бога и устремлена к Богу, нашему Отцу, Который ждет нашего возвращения. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров.

"Никольский Благовест" - Вестник Никольского собора г.Алматы
(Печатается с сокращениями)

НАЗАД