Улучшение звука в автомобиле. Изготовление сабвуферовЯ не являюсь профессионалом в звукотехнике и в автомобилях, но т.к. имею некоторый опыт изготовления звуковых колонок, то в качестве IMHO представлю здесь свои соображения по улучшению музыкального звуковоспроизведения в автомобилях. Я не считаю эти записки "истиной в последней инстанции", а всего лишь одним из вариантов решения проблемы. Если что-либо из написанного здесь пригодится и вам, то скажите мне "спасибо" словами или каким-либо материальным способом :-) Определение критериевСначала нужно
определиться, что вы хотите... Если вам нужно своим автомобилем озвучить окру́гу в радиусе пары кварталов и привлечь всеобщее внимание, то покупайте очень мощные динамики и усилители. Правда, попутно вам понадобится замена автогенератора на более мощный и покупка конденсатора емкостью от 1 фарады и выше. Всё это требует значительных денежных вливаний. И, скорей всего, понадобится обращение к профессионалам. Ну, а если у вас с деньгами не очень "просторно", но вы хотите иметь хороший звук для личного (индивидуального) прослушивания, то вполне реально это сделать самому, и не очень дорого. Во-первых, совсем не обязательно покупать дополнительные усилители. Современные автомагнитолы выдают в нагрузку до 40-50 ватт на каждый из 4 каналов, чего вполне достаточно для озвучивания любого автомобиля. Вам нужно будет только усовершенствовать акустику, чтобы она могла воспроизводить низкие частоты, начиная хотя бы с 40-50 герц, а ещё лучше с 20-30 герц (в то время как штатные динамики обычно воспроизводят звук не ниже 70-100 герц). Выбор динамиковДля изготовления
сабвуферных колонок необходимо подобрать динамики с наименьшим
показателем нижней резонансной частоты. О проверке динамиков по этому
показателю подробно написано в статье "Методика
проверки и выбор динамиков для изготовления колонок". Теперь нужно определиться, какого типа акустику вы будете делать и что и как менять. Пока не рассматриваем вариант изменения фронтального звука, а будем расширять воспроизведение частот в сторону более низких на тыловых динамиках, находящихся в задней части салона. Можно выбирать из комбинации нескольких вариантов:
Самое простое - купить и установить готовые колонки или сабвуфер (активный или пассивный, т.е. со встроенным усилителем мощности или без него), проверенные вами с помощью генератора звуковых частот (объём архива 22Кб.) и качественных басовитых звукозаписей. Так например, я купил в комиссионке всего за 40$ пару двухполосных 100 ваттных колонок Panasonic, с диффузорами диаметром 8 см., с фазоинвертором (специальным образом настроенная дырка в корпусе), воспроизводящих частоты начиная от 43 герц. Просто подключив их вместо штатных тыловых динамиков, вы получаете очень неплохое звучание. Если хотите иметь ещё более низкий, мягкий и мощный звук, то покупайте низкочастотные динамики с диаметром диффузора не менее 15 см. (лучше больше, вплоть до 30-40 см., а то и все 50 :-), а нижней резонансной частотой (Fs) чем меньше, тем лучше (желательно в диапазоне 20-30 гц., но и в диапазоне 30-40гц. тоже будет неплохо, но ни в коем случае не выше). Динамики с диффузорами большего размера предпочтительней также потому, что чем больше размер диффузора, тем больше звуковое давление, развиваемое динамиком, т.е. при одинаковой подводимой мощности они играют громче, чем динамики с диффузором меньшего диаметра. Мощность динамиков
должна быть в 2-4 раза больше мощности усилителя для уменьшения
искажения звука. (Если максимальная мощность усилителя 50 ватт, то
динамики нужны по 100-200 ватт). Но, в принципе, для озвучивания салона
авто достаточно динамиков мощностью 20-50 ватт. Выбор типа корпуса, его расчёт и изготовлениеПри изготовлении корпуса колонки нужно выполнить следующие требования:
Колонка в виде закрытого ящикаПри изготовлении
закрытого ящика нужно помнить, что чем
меньше объём ящика, тем сильнее повышается
нижняя резонансная частота системы и,
следовательно, тем хуже и тише воспроизводятся
низкие частоты. Увеличение резонансной
частоты акустической системы изменяется
следующим образом: Чтобы не
происходило значительного увеличения
резонансной частоты системы, желательно
чтобы
внутренний объём звуковой колонки был не менее: Если в один корпус ставите два динамика, то эффективный диаметр определяется по формуле:
т.е., если два динамика по 15 см, то Dэф=21,21см., а объем ящика в пределах 42-56 литров. При этом необходимо иметь ввиду, что сами динамики также имеют собственный объём, вычитающийся из полезного объёма колонок. Поэтому объём колонок нужно делать больше, на величину объёма динамиков, от 0,5 до 3 литров, в зависимости от размеров динамиков и их магнитной системы. Колонка с фазоинверторомЕсли вы не можете позволить себе делать ящик нужного объёма, но меньше расчётного, то для улучшения воспроизведения нижних частот необходимо будет делать фазоинвертор. Но это довольно сложно, поэтому я не буду расписывать его настройки. Единственный вариант ящика с фазоинвертором, не требующим особых расчётов и настроек, это ящик с пассивным фазоинвертором. В этом случае вместо фазоинвертора используют динамик, идентичный рабочему, но его звуковую катушку не подключают к усилителю. В качестве звукопоглотителя для фазоинверторной колонки применяют: войлок, толщиной 0,5-1 см.; вата, толщиной 2-4 см.; поролон, толщиной 2-5см. или современные звукопоглощающие материалы. Звукопоглотитель распределяют (приклеивают) по всем шести внутренним сторонам стенок колонки. Если всё же хотите самостоятельно рассчитать колонку с фазоинвертором, ознакомьтесь с информацией на baseacoustica.ru, cxem.net, irls.narod.ru, avc.ru. При выборе типа колонки нужно учитывать, что правильно рассчитанная и изготовленная колонка типа "закрытый ящик" по сути является "мониторной", т.е. она воспроизводит максимально прямолинейную АЧХ, определяемую только параметрами динамиков. А самодельная колонка с фазоинвертором может иметь нежелательные "горбы" и "спады" в частотной характеристике в районе низких частот. Для расчёта корпуса звуковой колонки любого типа можете использовать программу JBL SpeakerShop, её дистрибутив с описанием работы лежит на http://www.alteam.ru/ (размер архива 2.7 Мб). Ещё несколько программ можно скачать с сайта http://www.caraudio.ru/ Изготовление корпуса колонкиДля изготовления
корпуса колонки не рекомендуется брать
натуральное дерево, т.к. оно будет сильно
вибрировать на своих собственных частотах
и искажать звуковую картинку. Лучше
использовать ДСП или МДФ, толщиной 15-20 мм.,
они меньше вибрируют. Места стыков стенок промазать клеем ПВА и стянуть
шурупами. Когда клей
высохнет, с внутренней стороны ящика эти
стыки можно
еще раз хорошо промазать клеем, чтобы он
заполнил имеющиеся щелки. После полного
высыхания клея все стыки внутри ящика
дополнительно промазать пластилином для
лучшей герметизации колонки (совсем забыл,
ведь сейчас в продаже имеются силиконовые
герметики, в том числе и для дерева, используйте их для герметизации
:-) В зависимости от способа крепления динамиков их крепят к стенке или до окончательной сборки колонки, изнутри (также заранее заведя в ящик провода, или использовав специальные контактные разъёмы); или после окончания сборки и герметизации ящика, в случае их крепления снаружи. Обязательно нужно весь внутренний объём ящика заполнить звукопоглощающим материалом: или ватой, или ватином, или поролоном (по которому нужно предварительно хорошенько потоптаться), в самом крайнем случае - хорошо смятыми тряпками. Назначение этих материалов - гасить звуковые волны и создавать акустическую нагрузку (демпфирование) на диффузор. Чтобы вата или ватин не попали внутрь конструкции динамиков и не зажали диффузор, окна корпуса динамика предварительно заклейте марлей (капроном, тюлем) в 1-3 слоя. Как вы оформите ящик снаружи, какой вид ему придадите, это дело вашего вкуса и фантазии. Особое внимание при подключении колонок к магнитоле необходимо обратить на полярность их включения. Обычно все четыре динамика, воспроизводящие нижние частоты, подключают таким образом, чтобы плюсовые клеммы динамиков включались в провода выхода сигнала с усилителя. А минусовые - в провода средней точки электропитания (на клеммах выходов усилителей даже может стоять маркировка "+" и "-"). Определить плюсовой провод динамика можно с помощью "пальчиковой" батарейки на 1,5в. Если при подключении батарейки диффузор динамика движется вперёд (наружу), то вывод динамика, к которому подключен плюсовой вывод батарейки, является плюсовым. Вновь подключаемые тыловые динамики необходимо подключить в одной полярности с фронтальными. Это нужно для того, чтобы низкие частоты излучались в одной фазе и не уничтожались. Полярность легко проверить на слух. Включив басовитую музыку, поставить колонки лицом друг другу, чтобы их поверхности образовывали очень острый угол, вначале подключив одну колонку, а потом вторую, в одной полярности, а затем в другой. В каком положении полярности басы будут звучать наиболее громко, это и будет правильное (синфазное) подключение. В случае, если вы в одном корпусе разместили два НЧ динамика, воспроизводящих сигналы левого и правого тыловых каналов, также необходимо выполнить условие полярности, иначе ваш сабвуфер будет звучать очень плохо за счёт взаимного гашения (К.З.) звуковых волн. Если используется 2-3-х канальное разделение звука (всегда кроссовером, т.е. частотным фильтром) полярность подключения динамиков можно проверить также с помощью батарейки на 1,5-4,5в. При подключении / отключении батарейки диффузоры всех динамиков должны двигаться одновременно в одну сторону (эту проверку необходимо проводить, предварительно отключив от усилителя провода, ведущие к динамикам. См. на картинке слева).
Использование багажника в роли звуковой колонкиТеоретически, использование багажника в роли звуковой колонки (в этом случае обеспечивается режим free-air для динамика) является лучшим решением в плане воспроизведения низких частот, т.к. в этом случае из-за большого внутреннего объёма багажника не будет происходить заметного подъёма нижней резонансной частоты системы. Но... практически вам будет довольно трудно выполнить два необходимых условия, касающихся виброзащиты и герметичности емкости багажника. В этом случае единственным местом для установки динамиков является полка багажника, находящаяся между задними сиденьями и задним стеклом автомобиля. Эту полку, чтобы она не прогнулась со временем под тяжестью динамиков, необходимо усилить алюминиевыми уголками, и приклеив, и затянув на винты уголки как вдоль полки, так и поперёк её в нескольких местах, а также защитить полку от вибраций. Для этого, если позволяет конструкция полки, можно использовать плиту из ДСП или МДФ. А если невозможно, то наклеить по всей площади тыльной стороны несколько слоёв рубероида, линолеума или современных виброгасящих материалов. Но может оказаться, что проще и надежней изготовить из ДСП или МДФ новую полку, используя старую в качестве шаблона для выкройки. Для усиления краев отверстий, в которые Вы будете крепить динамики, можно использовать листы дюраля толщиной 3-5 мм. с отверстием необходимого диаметра для диффузора. Заодно они могут выполнять и декоративные функции. Особенно тщательно нужно усиливать полку багажника в автомобилях с кузовом "хэтчбек" (например, Фольксваген Гольф) и Нива 2121. В этих случаях, кроме собственно усиления полки, необходимо продумать надежную конструкцию петель, позволяющих поднимать (откидывать) полку в случае необходимости. В самом багажном отделении нужно будет наклеить пару слоёв рубероида или линолеума (вибропласта, битопласта, визомата - эти в один слой, но необходимой толщины) на те поверхности, которые могут вибрировать от звуковых колебаний, создаваемых динамиками. Ну и конечно, на все звукоотражающие поверхности нужно будет наклеить или закрепить любым способом слой звукопоглощающего материала, например войлок или мелкопористую резину, чтобы гасить звуковые волны. Хорошая статья "Шумоизоляция и аудиоподготовка багажника", с иллюстрациями, выложена на сайте http://www.td-audio.ru/. Информационная статья о вибро и звуко изоляционных материалах лежит на http://autodela.ru/. В конце всех работ необходимо не забыть о чрезвычайно важном мероприятии: обеспечить герметизацию багажного отсека и от салона автомобиля и от улицы, чтобы звуковые волны, излучаемые тыльной стороной динамиков, не могли попасть в салон и не происходило акустического К.З. на низких частотах. Каким способом вы будете выполнять герметизацию, зависит от вас самих. Помните только, что чем больше щелей и щёлочек останется, тем хуже будут воспроизводиться низкие частоты, ради звучания которых вы и начали эту трудоёмкую работу. Проверка звучания изготовленной акустикиО проверке амплитудно-частотной характеристики изготовленной акустики подробно написано в статье "Методика проверки звуковых колонок", Пример реальной конструкции самодельного сабвуфераДля озвучивания трёхдверного Мицубиси Паджеро своего сына я собрал пассивный сабвуфер из пары старинных НЧ динамиков ещё советского производства, 8ГД-1 (обратите внимание: всего лишь восьмиваттные :-). Предварительно доработал динамики так, что их резонансная частота снизилась до 28 герц. По описанной выше методике собрал ящик закрытого типа. По расчётам, его внутренний объём должен был составлять 98л., но я смог сделать только 60л. (ну так получилось, нужно же оставить место и для кое-какого багажа :-) В результате резонансная частота системы повысилась до ~34 гц. Динамики сабвуфера (Д3, Д4) подключил дополнительно к штатным тыловым динамикам (Д1, Д2) по схеме. В разрез цепи штатных динамиков включил простейший фильтр ВЧ (конденсаторы С1 и С2, каждый из которых составлен из двух электролитических конденсаторов ёмкостью 40Мкф, включенных встречно). Снаружи все стороны колонки оклеил шерстяной тканью под цвет обивки салона. Вместо ткани можно оклеить карпетом. Звучание магнитолы, особенно при режиме эквалайзера "Рок", стало очень басовитым и "мягким". И что особенно приятно, такая музыка встала мне не в несколько тысяч баксов (как любят у нас оторваться некоторые), а почти даром :-) НравитсяCopyright © Полубоярцев А.В. |