Происхождение МарииНезадолго до Рождества Христова в Назарете жила благословенная Богом чета - Иоаким и Анна. Эта чета
происходила из древнего царственного рода
Давида. ... ... благочестивые супруги, по видимому, были вполне счастливыми, но неплодство Анны, ... наконец перешло в тоску и беспокойство обоих святых сердец. ... Много и усердно молились супруги, чтобы Бог даровал им детей; но прошло 50 лет их брачной жизни, и неплодство Анны не разрешалось. Это ... причиняло Иоакиму и Анне тем сильнейшую скорбь, что они приблизились к старости. ... но праведные безропотно и со смирением переносили его, стараясь еще с большей ревностью угодить Богу твердым хранением Его закона. Впрочем, при всей своей кротости и преданности воле Божией, святые супруги не могли иногда не огорчаться тем пренебрежением, какое нередко приходилось им терпеть от соотечественников за их безбрачие. В один из великих праздников св. Иоаким, как точный исполнитель закона, пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм, с намерением принести сугубую жертву господу. Но каково же было удивление праведного мужа, когда некто Рувим стал презрительно отклонять приношение его, говоря: "зачем ты прежде других желаешь принести дары свои Богу? ты недостоин этого как неплодный". Этот неожиданный упрек поразил сердце праведника. ... Иоаким опечалился и не захотел возвратиться домой, а отправился в дальнюю пустыню - в горы, где паслись стада его. Сорок дней провел он там в строгом посте и молитве к господу, призывая на себя его милосердие и омывая горькими слезами свое бесчестие в людях. "Не вкушу пищи - говорил он - и не возвращусь в дом мой! Молитва и слезы будут мне пищей, а пустыня домом, до тех пор, пока услышит и посетит меня Господь Бог Израилев!"... Между тем, слух о происшедшем с Иоакимом в Иерусалиме достиг благочестивой Анны. Узнав подробности, а также и то, что Иоаким удалился в пустыню и не хочет возвращаться домой, - она предалась неутешной скорби. ... Во все время разлуки с мужем, она почти не осушала слез, не вкушала пищи и, подобно матери Самуила, в томительной тоске просила Бога о разрешении ее неплодия. В таком тревожном состоянии духа, однажды Анна вышла в сад ..."Господи - говорила она - Ты, который даровал Сарре сына в старости и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, воззри на меня и услышь молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рожденное мною принесено в дар тебе, и да благословится и прославится в нем Твое милосердие!" Едва Анна произнесла эти слова, предстал пред нею ангел Божий. "Молитва твоя услышана - сказал ей небесный вестник - воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради ее благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречется она Мариею" (прим.3). Анна, как ни любила своего мужа, как ни желала скорее поделиться с ним радостной вестью, но, повинуясь первому движению благочестивого сердца, поспешила в храм Иерусалимский, чтобы там возблагодарить Бога и возобновить обет о посвящении Ему ожидаемого плода. Ангел Божий, после благовестия Анне, явился и Иоакиму в пустыню и сказал ему: "Бог милостиво принял молитвы твои; жена твоя Анна родит дочь, о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое." Благоговейная радость объяла сердце святого старца: он немедленно и с богатыми жертвами пошел в Иерусалим и там, действительно, на указанном от Ангела месте встретил жену свою. ... Вскоре святые
Богоотцы увидели над собою совершение
этого чудного обетования. В трехлетнем возрасте Марию, во исполнение обета, ввели в храм и посвятили на служение Господу. (прим.4) Обручение Иосифа и МарииКогда - по свидетельству предания - исполнилось Пречистой деве 14 лет от рождения и 11 лет пребывания Ее во храме, первосвященники объявили ей, чтобы она, по обычаю, имевшему силу закона, оставила храм и, переселясь в дом свой, подобно другим девам ее возраста, вышла замуж. Но Пресвятая Дева отвечала им, что, будучи от рождения посвящена родителями Богу, впоследствии сама дала ему обет сохранить навсегда свое Девство, и что нет в мире силы, которая бы заставила ее изменить этому обету и вступить в брачное состояние. Священники, ... положили испросить разрешения ... у Бога. Собравшись перед Святая святых, они усердно молили Бога о явлении им воли его. После этой молитвы, первосвященник, облекшись в св. одежду, вошел за завесу для получения ответа. Там предстал ему Ангел Господень и сказал: "Захария! собери неженатых мужей из колена Иудина, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи) свои, кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее". Захария, объявив
священникам о повелении Господа, послал
глашатаев во все концы земли Израильской,
для приглашения мужей в Иерусалим. ...
Первосвященник, собрав мужей рода Давидова
к храму, взял у них жезлы и воззвав
всенародно: "Господи Боже! яви мужа
достойного обручиться с Девою!" внес
жезлы в храм. Приняв жезлы из святилища,
первосвященник увидел, что многие из них не
имели на себе никакого знамения, а
принадлежавший мужу праведной жизни, ... -
родственнику Пречистой Девы Марии,
восьмидесятилетнему древоделу Иосифу -
расцвел, и на нем сидела голубица, которая
опустилась над головою Иосифа. Тогда
первосвященник, взяв жезл и подав его
Иосифу, сказал: "прими к себе в соблюдение
Деву". Но когда Иосиф стал было возражать,
говоря, что он имеет в доме взрослых сыновей,
что он уже стар, а Дева еще юная, и потому он
боится сделаться посмешищем сынов
израилевых; то Захария сказал ему: "убойся
Господа Бога твоего и вспомни, что сотворил
Бог Дафану, Авирону и Корею: как разверзлась
земля и поглотила их за сопротивление!
Бойся же и ты, чтобы не случилось чего с
домом твоим". Иосиф пораженный этими
словами, тотчас же изъявил готовность на
принятие Марии, и потому Пречистая Дева
тогда же была обручена с ним. По обручении в храме,
праведный Иосиф недолго оставался в
Иерусалиме. Он отправился с Мариею в
Галилею, в свой маленький Назарет.
Праведный старец ведет Пречистую Обручницу
в дом свой, чтобы там оберегать Ее; ведет Ее
в бедную семью свою, на обычный труд и
незавидную, по человечески говоря. долю, не
зная еще, что ожидает их в будущем. БлаговещениеЖивя в Назарете,
Дева Мария все более и более утверждалась в
добрых правилах, каким научилась в храме
Иерусалимском. Пребывая большею частью в
уединении и безмолвии, Она занималась
Богомыслием и молитвою, чтением священных
книг и рукоделием. ... предание говорит, что
священники храма Иерусалимского признали
необходимым сделать новую завесу перед
святая святых, а поэтому положили призвать
нескольких чистых дев из племени Давидова,
которым можно было бы поручить эту
священную работу. ... В это время священник,
исполнявший обязанности первосвященника,
вместо чудом онемевшего Захарии (см. Лук.1:22),
вспомнил об отроковице Марии, ... и послал за
ней. ... достались на долю Марии червлень и настоящая багряница; получив Свою долю, Она тотчас же отправилась в Назарет. Но уже приспело от
века ожидаемое "лето Господне",
наступило время восстановления рода
человеческого и искупления мира. В это время
Преблагословенная Дева - по преданию -
читала книгу пророка Исаии. ... В это
мгновение ... предстал пред Нею Архангел и ...
произнес "радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами."
(см. Лук.1:28-35) ... Так свершилось
таинственное воплощение Бога Слова; так
Дева стала Матерью и Матерь пребыла Девою. (прим.5) Благоговейно сложив
в глубине своего кроткого сердца
величайшее чудо, совершившееся с Нею, Она,
..., не могла и подумать поделиться с Иосифом
или кем-либо из своих близких наполнявшей
ее благоговейной радостью, тем более, что
тайна этой радости была достоянием не
Только Ее, но и самого Бога. Между тем
упоминание Архангела о неожиданном
чревоношении любимой родственницы
Елисаветы и слух о чудном онемении во храме
ее супруга Захарии возбудили в Благодатной
такое сильное участие к ней, что Пресвятая
Дева, по движению горячей родственной любви,
а еще более по водительству Духа Божия,
решилась непременно свидеться с праведной
родственницей.
(см. Лук.1:36-56) Предание
свидетельствует, что Иосиф в это время
находился на плотничьей работе вне
Назарета. То же предание говорит, что
Пресвятая Дева, путешествуя в нагорную
сторону Иудеи (к Елисавете),
заходила в Иерусалим, для того, чтобы
представить в храм заказанное Ей рукоделье.
Это рукоделье было вполне одобрено,... Дни за днями текли
быстро; и когда минуло три месяца ...
Пресвятая Дева Мария собралась в путь в
родной город Назарет. По возвращении
Пречистой Девы в Назарет следы святого
чревоношения сделались заметными для ее
обручника Иосифа (прим.6). Увидел
Иосиф Марию и уязвилось сердце его; ... и
считал тайну чистоты потерянною; увидел
имеющую во чреве, и впал в величайшее
смущение, предполагая ее обольщенною. Так праведный Иосиф, не ведая тайны воплощения Господа, смущается, сетует и придумывает наиболее приличное средство выйти из затруднения: желает сохранить честь Девы и избавить Ее от преследований закона и, вместе с тем, удовлетворить голосу своей совести. ... После долгих соображений и колебаний ... он решился отпустить Пресвятую Деву, вручив Ей разводное письмо, в котором не прописывать причину развода, на что закон давал ему полное право. Когда св. старец
решился привести в исполнение свое
намерение, - тогда и ему дано было
откровение о великой тайне. (см. Матф.1:18-24) диаграмма: РОДСТВЕННИКИ
Девы Марии Литература: "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы"
|