Происхождение Марии

Незадолго до Рождества Христова в Назарете жила благословенная Богом чета - Иоаким и Анна.

Эта чета происходила из древнего царственного рода Давида. ... 
Иоаким происходил из колена Иудова и имел родоначальником царя Давида (прим.1), а Анна была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова (прим.2). Святая чета жила в изобилии, потому что Иоаким был человек богатый.

... благочестивые супруги, по видимому, были вполне счастливыми, но неплодство Анны, ... наконец перешло в тоску и беспокойство обоих святых сердец. ... Много и усердно молились супруги, чтобы Бог даровал им детей; но прошло 50 лет их брачной жизни, и неплодство Анны не разрешалось. Это ... причиняло Иоакиму и Анне тем сильнейшую скорбь, что они приблизились к старости. ... но праведные безропотно и со смирением переносили его, стараясь еще с большей ревностью угодить Богу твердым хранением Его закона. Впрочем, при всей своей кротости и преданности воле Божией, святые супруги не могли иногда не огорчаться тем пренебрежением, какое нередко приходилось им терпеть от соотечественников за их безбрачие. В один из великих праздников св. Иоаким, как точный исполнитель закона, пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм, с намерением принести сугубую жертву господу. Но каково же было удивление праведного мужа, когда некто Рувим стал презрительно отклонять приношение его, говоря: "зачем ты прежде других желаешь принести дары свои Богу? ты недостоин этого как неплодный". Этот неожиданный упрек поразил сердце праведника. ... Иоаким опечалился и не захотел возвратиться домой, а отправился в дальнюю пустыню - в горы, где паслись стада его.

Сорок дней провел он там в строгом посте и молитве к господу, призывая на себя его милосердие и омывая горькими слезами свое бесчестие в людях. "Не вкушу пищи - говорил он - и не возвращусь в дом мой! Молитва и слезы будут мне пищей, а пустыня домом, до тех пор, пока услышит и посетит меня Господь Бог Израилев!"...

Между тем, слух о происшедшем с Иоакимом в Иерусалиме достиг благочестивой Анны. Узнав подробности, а также и то, что Иоаким удалился в пустыню и не хочет возвращаться домой, - она предалась неутешной скорби. ... Во все время разлуки с мужем, она почти не осушала слез, не вкушала пищи и, подобно матери Самуила, в томительной тоске просила Бога о разрешении ее неплодия.

В таком тревожном состоянии духа, однажды Анна вышла в сад ..."Господи - говорила она - Ты, который даровал Сарре сына в старости и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, воззри на меня и услышь молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рожденное мною принесено в дар тебе, и да благословится и прославится в нем Твое милосердие!" Едва Анна произнесла эти слова, предстал пред нею ангел Божий. "Молитва твоя услышана - сказал ей небесный вестник - воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради ее благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречется она Мариею" (прим.3).

Анна, как ни любила своего мужа, как ни желала скорее поделиться с ним радостной вестью, но, повинуясь первому движению благочестивого сердца, поспешила в храм Иерусалимский, чтобы там возблагодарить Бога и возобновить обет о посвящении Ему ожидаемого плода.

Ангел Божий, после благовестия Анне, явился и Иоакиму в пустыню и сказал ему: "Бог милостиво принял молитвы твои; жена твоя Анна родит дочь, о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое."

Благоговейная радость объяла сердце святого старца: он немедленно и с богатыми жертвами пошел в Иерусалим и там, действительно, на указанном от Ангела месте встретил жену свою. ...

Вскоре святые Богоотцы увидели над собою совершение этого чудного обетования.
(стр. 34-40)

В трехлетнем возрасте Марию, во исполнение обета, ввели в храм и посвятили на служение Господу. (прим.4)

Обручение Иосифа и Марии

Когда - по свидетельству предания - исполнилось Пречистой деве 14 лет от рождения и 11 лет пребывания Ее во храме, первосвященники объявили ей, чтобы она, по обычаю, имевшему силу закона, оставила храм и, переселясь в дом свой, подобно другим девам ее возраста, вышла замуж. Но Пресвятая Дева отвечала им, что, будучи от рождения посвящена родителями Богу, впоследствии сама дала ему обет сохранить навсегда свое Девство, и что нет в мире силы, которая бы заставила ее изменить этому обету и вступить в брачное состояние.

Священники, ... положили испросить разрешения ... у Бога. Собравшись перед Святая святых, они усердно молили Бога о явлении им воли его. После этой молитвы, первосвященник, облекшись в св. одежду, вошел за завесу для получения ответа. Там предстал ему Ангел Господень и сказал: "Захария! собери неженатых мужей из колена Иудина, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи) свои, кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее".

Захария, объявив священникам о повелении Господа, послал глашатаев во все концы земли Израильской, для приглашения мужей в Иерусалим. ... Первосвященник, собрав мужей рода Давидова к храму, взял у них жезлы и воззвав всенародно: "Господи Боже! яви мужа достойного обручиться с Девою!" внес жезлы в храм. Приняв жезлы из святилища, первосвященник увидел, что многие из них не имели на себе никакого знамения, а принадлежавший мужу праведной жизни, ... - родственнику Пречистой Девы Марии, восьмидесятилетнему древоделу Иосифу - расцвел, и на нем сидела голубица, которая опустилась над головою Иосифа. Тогда первосвященник, взяв жезл и подав его Иосифу, сказал: "прими к себе в соблюдение Деву". Но когда Иосиф стал было возражать, говоря, что он имеет в доме взрослых сыновей, что он уже стар, а Дева еще юная, и потому он боится сделаться посмешищем сынов израилевых; то Захария сказал ему: "убойся Господа Бога твоего и вспомни, что сотворил Бог Дафану, Авирону и Корею: как разверзлась земля и поглотила их за сопротивление! Бойся же и ты, чтобы не случилось чего с домом твоим". Иосиф пораженный этими словами, тотчас же изъявил готовность на принятие Марии, и потому Пречистая Дева тогда же была обручена с ним.
(стр. 60-61)

По обручении в храме, праведный Иосиф недолго оставался в Иерусалиме. Он отправился с Мариею в Галилею, в свой маленький Назарет. Праведный старец ведет Пречистую Обручницу в дом свой, чтобы там оберегать Ее; ведет Ее в бедную семью свою, на обычный труд и незавидную, по человечески говоря. долю, не зная еще, что ожидает их в будущем.
(стр. 63)

Благовещение

Живя в Назарете, Дева Мария все более и более утверждалась в добрых правилах, каким научилась в храме Иерусалимском. Пребывая большею частью в уединении и безмолвии, Она занималась Богомыслием и молитвою, чтением священных книг и рукоделием. ... предание говорит, что священники храма Иерусалимского признали необходимым сделать новую завесу перед святая святых, а поэтому положили призвать нескольких чистых дев из племени Давидова, которым можно было бы поручить эту священную работу. ... В это время священник, исполнявший обязанности первосвященника, вместо чудом онемевшего Захарии (см. Лук.1:22), вспомнил об отроковице Марии, ... и послал за ней.
(стр. 66)

... достались на долю Марии червлень и настоящая багряница; получив Свою долю, Она тотчас же отправилась в Назарет.

Но уже приспело от века ожидаемое "лето Господне", наступило время восстановления рода человеческого и искупления мира.
(стр. 67)

В это время Преблагословенная Дева - по преданию - читала книгу пророка Исаии. ... В это мгновение ... предстал пред Нею Архангел и ... произнес "радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами." (см. Лук.1:28-35) ...
(стр. 68-69)

Так свершилось таинственное воплощение Бога Слова; так Дева стала Матерью и Матерь пребыла Девою. (прим.5)
(стр. 75)

Благоговейно сложив в глубине своего кроткого сердца величайшее чудо, совершившееся с Нею, Она, ..., не могла и подумать поделиться с Иосифом или кем-либо из своих близких наполнявшей ее благоговейной радостью, тем более, что тайна этой радости была достоянием не Только Ее, но и самого Бога. Между тем упоминание Архангела о неожиданном чревоношении любимой родственницы Елисаветы и слух о чудном онемении во храме ее супруга Захарии возбудили в Благодатной такое сильное участие к ней, что Пресвятая Дева, по движению горячей родственной любви, а еще более по водительству Духа Божия, решилась непременно свидеться с праведной родственницей. (см. Лук.1:36-56)
(стр. 80)

Предание свидетельствует, что Иосиф в это время находился на плотничьей работе вне Назарета. То же предание говорит, что Пресвятая Дева, путешествуя в нагорную сторону Иудеи (к Елисавете), заходила в Иерусалим, для того, чтобы представить в храм заказанное Ей рукоделье. Это рукоделье было вполне одобрено,...
(стр. 81)

Дни за днями текли быстро; и когда минуло три месяца ... Пресвятая Дева Мария собралась в путь в родной город Назарет.
(стр. 88)

По возвращении Пречистой Девы в Назарет следы святого чревоношения сделались заметными для ее обручника Иосифа (прим.6). Увидел Иосиф Марию и уязвилось сердце его; ... и считал тайну чистоты потерянною; увидел имеющую во чреве, и впал в величайшее смущение, предполагая ее обольщенною.
(стр. 90)

Так праведный Иосиф, не ведая тайны воплощения Господа, смущается, сетует и придумывает наиболее приличное средство выйти из затруднения: желает сохранить честь Девы и избавить Ее от преследований закона и, вместе с тем, удовлетворить голосу своей совести. ... После долгих соображений и колебаний ... он решился отпустить Пресвятую Деву, вручив Ей разводное письмо, в котором не прописывать причину развода, на что закон давал ему полное право.

Когда св. старец решился привести в исполнение свое намерение, - тогда и ему дано было откровение о великой тайне. (см. Матф.1:18-24)
(стр. 93-94)

 диаграмма: РОДСТВЕННИКИ Девы Марии
(составлена по: "Библия", "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы")

Литература: "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы"

 

ВЫЙТИ