Происхождение ИосифаПраведный Иосиф происходил от царского рода и был потомком Давида и Соломона. Мать его, имени которой история не сохранила, была в супружестве за Илием, происшедшим от Давида. По смерти Илия она вступила в брак с Иаковом, который, по существовавшему тогда закону ужичества (родства), должен был восстановить потомство родственника своего, умершего бездетным. От этого брака родился Иосиф и был по естеству сын Иакова, а по закону сын Илия. (см. родословия, Лук.3:23-38; Матф.1:1-16) До восьмидесятилетнего возраста он жил как
простой, но честный и доброде- тельный
труженик и имел в супружестве Саломию;
четыре сына и две дочери произошли от этой
благословенной четы. (прим.1) Какова была
супружеская и семейная жизнь Иосифа - об
этом ничего не говорят нам ни Священное
писание, ни предание. В Евангелии он
называется именем "праведного", а это
название указывает на целый сонм
добродетелей. Сведения, какие доставляет
нам предание относительно прежней жизни
Иосифа, заключается лишь в том, что он, по
кончине жены своей Саломии, "жил много
лет во вдовстве". В этом положении
застигло его избрание Промысла Божия,
действующего иногда в мире такими путями,
что важности и значения их не замечают не
только те, пред которыми и для которых они
совершаются, но даже и те, которые в это
время избираются орудиями для приведения
их в действие, как это и совершил Господь в
настоящем случае. Обручение Иосифа и МарииКогда - по свидетельству предания - исполнилось Пречистой деве 14 лет от рождения и 11 лет пребывания Ее во храме, первосвященники объявили ей, чтобы она, по обычаю, имевшему силу закона, оставила храм и, переселясь в дом свой, подобно другим девам ее возраста, вышла замуж. Но Пресвятая Дева отвечала им, что, будучи от рождения посвящена родителями Богу, впоследствии сама дала ему обет сохранить навсегда свое Девство, и что нет в мире силы, которая бы заставила ее изменить этому обету и вступить в брачное состояние. Священники, ... положили испросить разрешения ... у Бога. Собравшись перед Святая святых, они усердно молили Бога о явлении им воли его. После этой молитвы, первосвященник, облекшись в св. одежду, вошел за завесу для получения ответа. Там предстал ему Ангел Господень и сказал: "Захария! собери неженатых мужей из колена Иудина, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи) свои, кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее". Захария, объявив
священникам о повелении Господа, послал
глашатаев во все концы земли Израильской,
для приглашения мужей в Иерусалим. ...
Первосвященник, собрав мужей рода Давидова
к храму, взял у них жезлы и воззвав
всенародно: "Господи Боже! яви мужа
достойного обручиться с Девою!" внес
жезлы в храм. Приняв жезлы из святилища,
первосвященник увидел, что многие из них не
имели на себе никакого знамения, а
принадлежавший мужу праведной жизни, ... -
родственнику Пречистой Девы Марии,
восьмидесятилетнему древоделу Иосифу -
расцвел, и на нем сидела голубица, которая
опустилась над головою Иосифа. Тогда
первосвященник, взяв жезл и подав его
Иосифу, сказал: "прими к себе в соблюдение
Деву". Но когда Иосиф стал было возражать,
говоря, что он имеет в доме взрослых сыновей,
что он уже стар, а Дева еще юная, и потому он
боится сделаться посмешищем сынов
израилевых; то Захария сказал ему: "убойся
Господа Бога твоего и вспомни, что сотворил
Бог Дафану, Авирону и Корею: как разверзлась
земля и поглотила их за сопротивление!
Бойся же и ты, чтобы не случилось чего с
домом твоим". Иосиф пораженный этими
словами, тотчас же изъявил готовность на
принятие Марии, и потому Пречистая Дева
тогда же была обручена с ним.
(см. Матф.1:18-24) По обручении в храме,
праведный Иосиф недолго оставался в
Иерусалиме. Он отправился с Мариею в
Галилею, в свой маленький Назарет.
Праведный старец ведет Пречистую Обручницу
в дом свой, чтобы там оберегать Ее; ведет Ее
в бедную семью свою, на обычный труд и
незавидную, по человечески говоря, долю, не
зная еще, что ожидает их в будущем. (прим.2)
Литература: "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы"
|