О благодарности Богу
(Десять прокаженных)
И
когда входил Он в одно селение, встретили
Его десять человек прокаженных, которые
остановились вдали и громким голосом
говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь
священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен,
возвратился, громким голосом прославляя
Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и
это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не
десять ли очистились? где же девять? как они
не возвратились воздать славу Богу, кроме
сего иноплеменника? И сказал ему: встань,
иди; вера твоя спасла тебя
(Лк. 17:12-19).
Я
хочу обратить ваше внимание на три черты
сегодняшнего евангельского чтения. Первая
— это то, как прокаженные подошли ко Христу;
они стали, как говорит Евангелие, вдали; они
знали, что они оскверненные, они знали, что
прикосновение к ним опасно, и даже ради того,
чтобы получить исцеление, они не дерзнули
других подвергнуть опасности осквернения и
заразы.
И вот — кто из нас может
похвалиться, что, живя по Евангелию или идя
путями Церкви, мы в совершенстве
отождествляемся с тем, что составляет их
сущность: любовь Божия, общение с Богом,
забвение себя, всецелая самоотдача в
радости и благоговейном трепете?
В области молитвы
очень редко мы так сознаем свое духовное
состояние, что согласны остановиться в
каком-то отдалении от Господа. Мы знаем, что
в Царство Небесное ничто нечистое не войдет,
и, однако, как только в нас рождается нужда,
тоска, сознание нашей неизбывной нужды в
Боге, мы сразу дерзаем подойти, и думаем, что
имеем право на вход, право подойти к Богу,
право быть пропущенными всеми другими,
потому что нам что-то нужно. А на самом деле
это показывает, насколько мало мы сознаем,
как страшно подойти к совершенной чистоте,
будучи самому в нечистоте… Как страшно и
трепетно должны бы мы приближаться! Как
часто, когда Господь делает шаг к нам, мы
должны бы, подобно Петру, Ему сказать: Не
подходи, Господи, я человек нечистый…
Подумаем об этом.
Второе: прокаженные
потому могли подойти ко Христу, что они
верили не только в Его мощь, в Его власть, но
и в Его любовь. Они верили, что Он захочет им
помочь и что только Он может это сделать… И
это вопрос, который перед каждым из нас
стоит, когда мы становимся на молитву: верим
ли мы на самом деле, всерьез, что Бог нам
хочет добра? Верим ли мы в любовь Божию или
же подходим к Нему, зная, что Он может, и
думая: «А может быть, Он не захочет?..» И в
этом сказывается наше глубинное к Нему
недоверие, потому что во все внешнее мы
верим, а в любовь не верим — ни в
человеческую, ни в Божию. И поэтому то, что
кажется нам верой, когда мы к Богу бросаемся,
расталкивая иногда других, в надежде: вот, я
к Нему прикоснусь, вот, я у Него вытребую —
эта вера разбивается о более глубинное
недоверие, которое не дает нам ни встать
поодаль, ни быть уверенным в том, что любви у
Бога и на нас хватит...
И последнее —
благодарность. Десять прокаженных были
очищены — только один вернулся ко Христу,
благодаря Бога. Девять других, очистившись,
вмешались в человеческую толпу, а ко Христу
не вернулись. Вернулся только один, притом
самарянин, то есть человек чужой, внешний,
даже с религиозной точки зрения, ибо между
ним и Богом, межу ним и Христом не было
ничего общего. Он знал, что по своему
положению прокаженного, по своему
отчуждению от веры, которую исповедует Сам
Христос, он ни на что не имеет права, и
поэтому, получив исцеление, он вернулся к
Нему: потому что никакие права, никакой
общественный строй не соединял его с
Господом и не отделял его от Него. И Христос
подчеркивает, что он поступил правильно.
Действительно, мы часто думаем, что плод
молитвы в том, чтобы получить просимое; это
не так: просимое, то, что мы получаем, нам
нужно только в момент, когда мы получаем, но
через час мы уже исчерпали свою нужду, и нам
нужно уже что-то иное. На основании, которое
было положено Божией милостью, мы можем
начать строить другое. Получение просимого
— это мгновение; а единственное, что
пребывает, что составляет между нами и
Богом, Который к нам милостив, или людьми,
которые к нам добры, единственное, что
составляет нечто окончательное,
окончательно пребывающую связь — это
благодарность. Когда получение добра,
милости, любви воплотилось в нас
благодарностью, то между нами и тем, кто дал,
навсегда остается связь. Мы уже от него
неотделимы. И это — самый богатый плод
молитвы, чтобы между тем, кто дал, и тем, кто
получил, на веки веков осталась связь любви,
благодарности и взаимной радости.
Вот, поучимся в этом
коротком евангельском чтении всему, что оно
может дать, ибо то, что оно нам может дать —
насущно для нашей внутренней жизни. Аминь.
Митрополит Сурожский Антоний.
Перепечатано из рассылки "Никольский Благовест" -
- Вестник Никольского собора г.Алматы
(Печатается с сокращениями)
НАЗАД
|