Притча о добром самарянине

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
(Лук.10:25-37)

Итак, некто шел из Иерусалима в Иерихон. Мы с вами уже знаем, что в Евангелии нет ничего случайного. Казалось бы, Господь случайно произносит эти два слова: "Иерусалим" и "Иерихон". Но я еще раз повторяю, братья и сестры, что в Евангелии нет ничего случайного. Не случайно Господь говорит, что именно из Иерусалима в Иерихон шел человек. Иерусалим означает первозданное, не растленное грехом состояние человека, а Иерихон - это город греха. И из состояния блаженства, из райского состояния человек идет к греху. Этой дорогой идет все человечество. Это шествие продолжается и ныне, и поэтому человек, который попал в руки разбойников, это не только тот евангельский страдалец, а это все мы, потому что все мы идем этой же самой дорогой из Иерусалима в Иерихон, - от святости к греху. 

И на нас нападают разбойники. А кто же эти разбойники? Это - диавол, который нападает на каждого человека, совлекая с него его одежды праведности и святости, и наносит ему множество духовных ран. А что это за духовные раны? Да это те язвы греховные, которые находятся на душе и на сердце каждого из нас. Все мы изранены и тяжело страдаем. И вот проходят два человека: священник и левит. Все толкователи, которые объясняют это место Священного Писания, все как один говорят: под священником и левитом подразумевается ветхозаветная церковь, которая, к сожалению, не могла сполна помочь духовно израненному человечеству. 

И приходит некто самарянин. Кто же этот самарянин? Под самарянином необходимо понимать Самого Христа Спасителя. Свидетельство этому мы находим в другом евангельском сюжете. Иудеи однажды, обвиняя Христа, открыто говорят Ему: "Ты - самарянин и бес в Тебе" (см. Ин. 8,48). Что же отвечает Христос на это обвинение иудеев? Он говорит: "Во Мне беса нет; но чту Отца Моего" (ст. 49). Христос прямо свидетельствует, что не имеет беса. Но Он не отказался от того, что Он является самарянином. И мы из опыта личной жизни знаем, что Кто как не Господь оказывает Свою щедрую и богатую милость нам, таким израненным, столь тяжело страдающим? Кто как не Господь подает исцеление, подает отраду в этой земной жизни? 

Господь далее говорит, что самарянин возлил на больного человека масло и вино. Что это? Конечно же, это те благодатные Таинства церковные, которые, щедро изливаясь на каждого человека, исцеляют его недуги, и душевные, и телесные. Это Божественная благодать, которая "немощная врачует и оскудевающая восполняет". В притче также говорится о том, что этот израненный человек был посажен на осла и доставлен в гостиницу. Под этими словами необходимо понимать то вечно живое евангельское учение, которым руководствуется человек в этой земной жизни, и Церковь Христову, в которой, как во врачебнице, каждый из нас получает исцеление своих недугов, душевных и телесных. И особенно - в Таинстве покаяния. Я думаю, что многие из вас во время совершения Таинства покаяния, с замиранием сердца, слушают те молитвы, которые читает священник. И есть одни, наверное, трогающие сердце каждого человека слова: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже не убойся, и да не скрыеши что от мене". В самом конце этого обращения священник говорит: "Понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши", то есть если ты пришел в больницу, так выйди из нее исцеленным, выйди из нее одухотворенным, выйди из нее, оставив все раны здесь, в Церкви. Не знаю, вслушиваемся ли мы в эти слова или нет. А поэтому, когда в следующий раз кто-либо из вас будет предстоять на исповеди, когда услышит эти слова, пусть самому себе задаст один единственный вопрос: "Хочу ли я исцеления? И если получу исцеление, то насколько я буду дорожить своим духовным здоровьем, насколько я не дам врагам моим вновь заразить меня и нанести новые раны на моем сердце и на моей душе?" 

Объясняя притчу далее, хочу сказать, насколько велико для нас является и Таинство Святого Причащения. Самарянин, оставляя хозяину гостиницы израненного человека, говорит: "Я оставлю тебе два динария, ухаживай за больным человеком". Что мы должны подразумевать под этими двумя динариями? Конечно же, не что иное, как Святую Евхаристию, как Причащение Тела и Крови Христовой. Вот эти два динария, которые оставлены Христом Спасителем для нашего исцеления. И обратите внимание, братья и сестры, на то, как далее говорит Христос. Он от лица этого самарянина говорит хозяину: "А когда Я возвращусь, Я все воздам". И здесь Господь пророчествует о том, что будет Его второе пришествие, и Он вновь придет на эту землю. Для чего? Для того, чтобы воздать каждому по его делам. Вот чему учит нас эта притча Христова - притча о милосердном самарянине.

Протоиерей Валерий Захаров

Перепечатано из рассылки "Никольский Благовест" - 
- Вестник Никольского собора г.Алматы
(Печатается с сокращениями)

НАЗАД