Притча о блудном сынеПритча Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, рассказывающая об одном отце, у которого было два сына (Лк.15:11-32). И вот младший из сыновей однажды подошел у отцу и сказал: ''Отче, дай мне полагающуюся часть имения, и я буду жить так, как я хочу''. Отец не стал сопротивляться этому желанию сына и отдал то, что полагалось ему по наследству. И, как повествует апостол и евангелист Лука, этот молодой человек, взяв полагающуюся ему часть наследства, удалился в далекую страну. Там вместе со своими сотоварищами он быстро промотал свое состояние и пришел в такую крайнюю степень нужды, что был вынужден устроиться на работу, которая считалась среди евреев порицательной и недостойной. Он стал пасти свиней. Трудясь так, голодая, этот молодой человек был рад питаться той пищей, которую давали свиньям. Находясь в таком крайне тяжелейшем положении, он однажды пришел в себя и вспомнил тот отеческий дом, где ему было тепло, уютно, где счастье сопровождало его в земной жизни. Он вспомнил любовь своего отца, его заботу и ласку, и, сопоставляя с тем, что он ныне имел, пришел в страх и ужас. Он сказал себе: ''Так, как живу я, жить недостойно. Необходимо вернуться в дом моего отца. Встану и пойду!'' Сколько времени продолжалось его возвращение нам неизвестно. Вероятно, долго он возвращался в отчий дом, т. к. евангелист свидетельствует, что он удалился в ''далекую страну''. И вот этот человек подходит к дому своего отца. А его отец, старый человек, который много выстрадал, много слез пролил после ухода из дома младшего сына, увидев его, выбегает навстречу ему, обнимает и голову кладет на его плечо. Он готов ничего не слышать, что приготовил сказать ему сын, ибо простил его. Любовь отеческая побудила этого престарелого человека выбежать навстречу своему заблудшему сыну. Но не заканчивается на этом притча Христа Спасителя. Но старший сын, к сожалению, не разделяет ликование отца — гнев, возмущение, обида переполняют его. Как! ведь он никуда не уходил из отчего дома, он в поте лица трудился, и отец никогда не устраивал в его честь такого пира! Нет в нем радости от возвращения родного брата, мнимая праведность снаружи, а внутри — грех, не меньший, чем у брата-блудника, лишь осуждение отца и брата, эгоистическая жалость к себе и отсутствие всяческих родственных чувств. Он упрекает отца: «Я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (ст.29). А отец, пытаясь вразумить его, говорит: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (ст. 32). Мы не знаем, вернулся ли в отеческий дом старший сын или так и остался, повернувшись спиной к отцу, не желающим принять своего младшего брата и разделить радость отца. К сожалению, мы не знаем этого, Господь умалчивает об этом. Можно лишь предположить, что, наверное, пришло осознание и к старшему сыну, и он все-таки раскаялся в своем поведении, принял младшего брата и понял своего отца. Иначе не было бы радости на том пире, который устроил отец. А ведь радость была великая! И вот тут, братья и сестры, нам есть чему поучиться. Не спасет нас мнимая праведность, не спасет нас формальное посещение храма и лишь внешнее исполнение закона, правил и традиций христианства. Посмотрите, старший сын никуда не уходил из отеческого дома, а был не менее грешен, чем его младший брат. И старший сын, который не хочет войти в дом отца, оказывается тоже блудным сыном, исполненным такого самодовольства и самоправедности, какими были исполнены ложные праведники и фарисеи, распинавшие Христа и кричавшие: «Распни, распни Его». Не спасет нас даже постоянное пребывание в храме Божием! Не это главное, а главное то, что дает нам это посещение храма, что дает нам чтение молитвенного правила, что дает нам исполнение церковных традиций? Меняемся ли мы при этом к лучшему или остаемся закосневшими в своей греховной жизни, находясь как бы под колпаком и не желая замечать находящегося рядом человека — его радость, его горе? Имеем ли мы любовь к окружающим нас людям? Но, к сожалению, хоть мы и называемся христианами и призваны Господом к любви: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»(Ин. 13:34), на деле мы более похожи на этого старшего сына, очерствелого в своем эгоизме и мнимой праведности. Внешне мы вроде бы и с Богом, а в то же время часто готовы сказать Ему: «Господи, да я всю жизнь тебе отдал, а Ты что дал мне взамен? Болезни, несчастья, потери, скорби, нестроения!» Как часто мы подобным образом ропщем на Бога… Пусть же сердцеведец Господь, знающий не только наши дела, но и помышления, не лишит нас благодатного дара сыновства и сознания того, что мы все — дети Отца Небесного. Ибо это сознание всегда будет помогать недостойному стать достойным, неправедному — праведным, заблудшему вернуться на путь правый, пропавшему найтись, погибшему воскреснуть к жизни. Мы должны знать, что точно так же (поверьте мне, об этом свидетельствуют все святые подвижники веры и благочестия), с такой же радостью Господь принимает каждого человека, самого грешного, самого недостойного, если человек имеет желание вернуться к своему Богу. Отцы Церкви говорят, что нет не прощенных грехов, кроме одного. Этим грехом является нераскаянность. А если мы раскаялись и просим у Бога прощения, осознавая свое недостоинство, вновь и вновь обращаемся к Нему с просьбой: ''Отче Небесный, прими меня! Прими меня такого, каков я есть, прими меня с моими слабостями, недостатками, с теми многими грехами и страстями, которые воюют в моем сердце''. И Отец Небесный готов принять каждого из нас не только в качестве раба своего, а в том же достоинстве, усыновляя каждого из нас, когда мы с такой же решимостью, как и блудный сын, возвращаемся в Его Отеческий дом. Это – настоящее покаяние! К сожалению, в нашей жизни мы имеем неверное представление о покаянии. Пришел в церковь, на исповедь, наклонил перед аналоем голову: ''Да ладно, батюшка, во всем грешен, давай уж скорее, молитву читай, а то уж там причащать начали, чтоб не опоздать мне''. Я хочу вам сказать, что это не покаяние, а профанация! Покаяние тогда истинно, когда человек не только осознал себя виноватым перед Богом, не только увидел свои грехи. Это лишь первый шаг. А далее, человек, осознав свои грехи, должен понять, что так жить, как жил он до сего дня, нельзя, что жить без Бога нельзя! Что через те грехи, которые он совершает, он не только предает Бога, не только уходит из Его Отеческого дома, но и убивает самого себя, он становится мертвым, он становится трупом! И лишь осознание этого может породить в сердце каждого из нас желание вернуться к Богу, вернуться снова в жизнь, ибо я умираю без Бога, я не могу жить без Бога! Мне нужно вернуться к Нему, к Источнику, к Подателю жизни! Вот что такое покаяние. И обо всем этом Святая Церковь напоминает нам в притче о блудном сыне. Какой назидательный и полезный для всех урок. Аминь. Протоиерей Валерий Захаров. "Никольский Благовест" - Вестник Никольского
собора г.Алматы |