Исцеление расслабленногоПосле сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. (От Иоанна 5:1-15). ... Но почему сегодня Церковь говорит нам о расслабленном человеке? Какая здесь связь с Воскресшим Христом, и какое отношение все это имеет к нам? А оказывается - самое прямое и непосредственное. Потому что, к сожалению, все мы расслаблены и являемся больными - не столько физически, сколько душевно. В этом евангельском повествовании есть много полезных и назидательных для нас уроков. Вот первый из них. 38 лет человек терпеливо ждет исцеления. Он не имеет находящегося рядом с ним друга, который помог бы ему первым опуститься в воду купели после возмущения ее Ангелом. Он сам об этом говорит, и ему остается только ждать и надеяться на милость Божию. Если хотите, его надежда может быть названа надеждой сверх всякой надежды. Но как это не похоже на нашу с вами жизнь! Мы тоже постоянно хотим что-то получать от Бога: и здоровье подай, Господи, и деньги, и благополучие во всем — мне, детям, внукам, всем родным и близким. И наши обращения к Богу, действительно, бывают иногда глубоки и искренни. Но, если мы сразу не получаем просимое, то нам кажется, что Господь не слышит наших молитв, и в нашем сердце зарождается сомнение, которое напрочь подсекает веру в Бога. И этот силоамский больной человек служит примером того, как мы должны уметь ждать и терпеть, не теряя веру и надежду на Бога. А евангельский рассказ учит, что Господь всегда готов прийти на помощь, и именно тогда, когда нам это полезно. Он знает наши нужды лучше нас самих, и потому не всегда сразу дает просимое, как хотелось бы нам. Но Господь всегда слышит нас — в это надо только верить! Внимательно всматриваясь в образ расслабленного, представим следующую картину: Ангел Божий спускается в воду Силоамской купели, возмущает ее, и сколько людей, находящихся рядом, торопятся первыми спуститься в купель! И вот расслабленный человек, даже не хромой, а парализованный, который без посторонней помощи не мог и двинуться с места, на что-то еще надеется и верит в возможность исцеления! Дай Бог, чтобы и в нашем сердце была такая же надежда и вера в милость Божию, какая была у этого расслабленного. Но мы-то живем не в ветхозаветное время, и не на стыке Ветхого и Нового Заветов — мы живем в новозаветное время, когда, по милости Божией, повсюду находятся эти Силоамские купели. А это ничто иное, как церкви Христовы, куда не раз в год сходит Ангел, а ежедневно сходит Божественная благодать в тех Таинствах, которые совершаются там. И мы можем (не обязательно первыми) прийти в эти храмы, и каждого примет Господь, и каждого исцелит от его недуга и телесного, и душевного, и каждому подаст Свою Божественную благодать, если только мы очень захотим этого и откроем свое сердце для Бога, веря и надеясь, что Господь никогда не оставит верных чад Своих. И еще один урок сегодня так же преподносит нам Святая Церковь, на который я не могу ни обратить ваше внимание: все мы страдаем недугом, который заключается в следующем. Наверное, все вы со мной согласитесь, что всякий раз, приходя на Таинство исповеди, в основном, мы исповедуем одни и те же грехи. Чаще всего это — осуждение, раздражение, невнимание, зависть, обман, рассеянность в молитве, непочитание Церковных праздников, несоблюдение постов и т. п. И здесь мне как священнику приходится слышать такие слова: «Батюшка, что же такое со мной происходит? Вроде бы хочу исправиться, измениться к лучшему. Сегодня исповедуюсь в этих грехах, а знаю, что приду в следующий раз, и в тех же грехах буду каяться, потому что не воздержан, не могу заставить себя не осуждать, не оскорблять, не обманывать — постоянно одно и то же! Что делать? Не будет мне спасения!» Здесь надо вспомнить расслабленного человека: он 38 лет ждал своего исцеления и дождался. Но Господь предупредил его, чтобы он не грешил больше во избежание еще большей беды. Хотя мы, по словам апостола Павла, доброе, что должны делать — не делаем, а злое, что не должны делать — делаем (см. Рим. 7,19), будем взывать к Богу: «Господи, помоги мне избавиться от расслабления моей души, помоги мне превозмочь грех и изменить свою жизнь». Будем терпеливо ждать исцеления и при этом прилагать все возможные усилия со своей стороны для достижения цели — освобождения от греха. И тогда Господь, видя наши добрые намерения, обязательно поможет нам и скажет: «Встань, возьми постель свою и ходи» (Ин. 5,8). Но самое главное, чтобы в нас никогда не пропадала надежда на то, что по милости Божией — не своими силами, на них надеяться нельзя, т. к. мы немощны и слабы — мы будем исцелены, наступит то время! Дай Бог, чтобы молитвами всех подвижников веры и благочестия Господь укрепил в наших сердцах веру в Него и даровал нам непоколебимую надежду в то, что аще Господь сподобит, мы с вами рано или поздно получим исцеление от своих расслаблений. Аминь. Протоиерей Валерий Захаров. "Никольский Благовест" - Вестник Никольского
собора г.Алматы |